Работа с молодежью на приходе
Находясь между детством и зрелостью, юность с одной стороны пышет красотой и свежестью, открытиями и переменами, а с другой — устремляет свой взор во взрослую жизнь, в которой «цементируется» то, что было ранее слеплено.
Нменно в этот период происходят самые главные выборы — выбор профессии, места жительства, образуется семья. Перед молодым человеком вдруг открывается бескрайний океан возможностей, он обретает физическую силу, такую, которой еще недавно удивлялся, он уже умеет отстаивать свою позицию перед теми, кого еще недавно беспрекословно слушался и не имел даже мысли что-то возразить, девушки становятся настоящими принцессами и ловят на себе заинтересованные взгляды мужчин, теперь молодой человек может многое попробовать… Как жеребец, который всю зиму стоял в загоне, а весной вышел в зеленое поле, молодой человек зачастую мчится то в одну, то в другую сторону, упиваясь свободой движения. Как важно, чтобы к этому периоду были сформированы «тормоза».
«Все мне позволено, но не все полезно» — говорит апостол Павел. Не имея четкого представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», молодой человек может серьезно себе навредить. Нередко жертвами собственной юности становятся люди с хорошим воспитанием и живущие глубокой духовной жизнью. Не случайно во многих молитвословиях испрашивается прощение «грехов юности». Некоторые люди потом уже кладут всю оставшуюся жизнь на то, чтобы исправить ошибки молодости. Поэтому особенная забота пастырей должна быть направлена на молодежь. Забота эта должна в равной степени простираться на тех, кто уже в церковной ограде, и на тех, кто еще за ее пределами.
Намереваясь организовать молодежную работу на приходе, поставленный на это человек должен четко для себя определить, что он хочет иметь в результате. Конечно, главная задача такой работы — это воцерковление. Под воцерковлением не стоит понимать введение человека в богослужебную жизнь. Воцерковление — это реальное чувство нужды во Христе. Когда человек почувствует, что лично ему нужен Христос, тогда он будет делать осознанные шаги по направлению к Нему, а не просто механически выполнять то, чему его научили. Иногда бывает так, что человек «влюбляется» не во Христа Спасителя, а в красоту церковного устава, философию, богослужение и даже в пастыря. Это должен иметь в виду молодежный лидер, чтобы вовремя скорректировать душевные порывы юноши или девушки.
Опыт общения с молодежью показывает, что многие из них являются искренне верующими в Бога. Многие регулярно молятся своими словами, знают о некоторых заповедях, действительно контролируют свое поведение. Но в храм они не идут и в Таинствах не участвуют, потому что не верят в Церковь. Это реальная проблема, и именно она первой стоит перед миссией в молодежной среде. Для этого священнику или специально поставленному на это мирянину необходимо выйти из теплой церковной аудитории и направиться вовне.
Молодые люди, веря в Бога, не принимают православие в силу сложившихся о нем представлений или после неудачного общения в храме. Некоторых отталкивает страх наказания за грехи (стоит заметить, что представление о грехе у молодежи размытое, в силу того, что понятие о естественном и противоестественном не четко сформулировано и запутано). Поэтому первые встречи должны быть очень дружественные. Ни в коем случае не нужно идти к молодежи, чтобы переубедить ее, отчитать или наставить. Это будет главной ошибкой, которая перечеркнет дальнейшее развитие отношений, а может быть, даже станет причиной, по которой молодые люди никогда больше не захотят иметь дело с представителями Церкви.