В рамках Социального служения при храме прп.Сергия Радонежского, в субботу прошла первая беседа по Псалтири "Пою Богу моему, дондеже есмь.." Беседу с прихожанами храма провел Иерей Николай Подольский.
- Что значит "псалтирь"?
- Название книги происходит от струнного щипкового инструмента наподобие арфы. На нем виртуозно играл библейский царь Давид.
Царь Давид обладал не только музыкальным, но и поэтическим талантом. Игрой на псалтири он сопровождал свои стихотворные творения, в которых не только пророчески предсказал многие грядущие события, но и сумел выразить свою бесконечную палитру духовных переживаний и искушений верующего человека. Написанные им стихи - псалмы - и составили основу Псалтири.
Кроме царя Давида, которому принадлежит 78 из 151 псалма, авторами Псалтири были современники Давида Еман, Моисей, Соломон, сыны Кореевы и другие.
Все они были одарены как поэтическими способностями, так и пророческим вдохновением.
- Время происхождения Псалтири, как единого собрания псалмов исследователи относят к периоду после Вавилонского плена (445 г.до.н.э.)
- Библеист протоиерей Николай Вишняков (1911г.) писал так, " В Псалтири, не есть собрание первоначальное, непосредственно принадлежащее одному или нескольким лицам одного времени, а представляет лишь последнюю дополнительную редакцию нескольких предшествующих собраний, относящихся к различным эпохам истории псалмопения".
Кафизма.
- В православной традиции все псалмы для удобства чтения распределены на 20 разделов - кафизм. ( от греческого - сидение), каждая из которых в свою очередь делится на три части. Кафизмы содержат разное количество псалмов. По содержанию псалмы разделяются на хвалебно - благодарственные, поучительные, просительные и мессианские.
Псалмы покаянные - Пс.6, Пс.24, Пс. 37, Пс. 50, Пс. 129, Пс. 136.
Благодарственные Псалмы - Пс. 17, Пс.29.
Хвалебные Псалмы - Пс. 103, Пс. 145.
Учительно - молитвенный Псалом - Пс. 90.
Во многих из Псалмов находятся пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, - таких Псалмов насчитывается более двадцати. ( Пс. 2, Пс. 8, Пс. 15, Пс. 18, Пс. 21, Пс. 23, Пс. 39, Пс. 40, Пс. 44, Пс.50, Пс. 67, Пс. 68, Пс. 71, Пс. 88, Пс. 96, Пс. 101, Пс. 109, Пс. 117, Пс. 118, Пс. 129, Пс.131, Пс. 142).
В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде ( шестопсалмии и часах ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.
По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течении седмицы, а во время Великого Поста - дважды в седмицу.
Псалтирь, как и все Книги , вошедшие в Священный канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа.
Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своем отношении к миру.
Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую, эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством образов) - (Пс.21:18-19).
Псалом 1.Блажен муж: "Нельзя идти на грех, входить в грех и , тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе".
Первый псалом необычен тем, что здесь нет беседы. Здесь есть констатация факта : человек описывает свое блаженство , проистекающее от послушания Богу. Это блаженство, коренящееся в радостном и охотном, великодушно - добровольном соединении воли человеческой с законом и наставлением Бога," осуществляется в непрерывном возрастании, подобном возрастанию насыщенной влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающегося живым общением с Богом. Именно поэтому в первом псалме нет внешних примет диалога между Богом и человеком, что он (этот псалом) как раз в этот диалог и вводит" (С. Аверинцев).
Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т.е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и на современном переводе.
Пс.1 - "Блажен тот, кто: не ходит на совет нечестивых;не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.
Три отрицания: не ходит - не стоит не сидит.
Здесь подразумевается психологическая установка человека: делать какой - то выбор, шаг, принимать решение.
В словах: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых заключена мысль о человеке, который совершенно четко решил не идти к злым, к нечестивым и развращенным.
Три слова: ходить - стоять - сидеть.
"Первый глагол дает образ движения, устремления, но в то же время нестабильности. Второй глагол - переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности - успокоение" (С. Аверинцев - библеист,историк 1937г).
Слова: совет нечестивых, путь грешных и собрание развратителей.
Выражение совет нечестивых указывает на людей ,враждебных Богу и Его замыслам. "Нечестивые" - богохульники, безбожники.
Общение с этими людьми - первая ступень зла. Идя в след за грешником человек чаще всего входит в грех и остается в нем.
Три ступени зла, три уровня падения:
1.) Человек делает в сторону зла первые шаги;
2.) человек встает рядом с грехом, и , наконец,
3.) человек садится туда, где грех, то есть, успокаивается во грехе.
Премудрый Давид не просто советует нам избегать развращающих нас сообществ, чтобы не попасть в сеть греха, он дает совет и о том, как упражняться в доброделании.
"Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он ,как древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он делает , успеет.
Не так - нечестивые, не так:но они - как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет".
Здесь важно обратить внимание на слова о том,что именно воля человека учится законам Божиим ,а не разум. Воля - это деятельная сила души. Именно воля позволяет человеку выбирать между добром и злом. Если сказано, что именно воля в законе Господа, этим самым сказано, что следует не отвлеченно - интеллектуально познавать Правду Божию, Божий замысел о мире, но быть Божиим делателем в мире.
Как растение нуждается в воде,так и человек нуждается в Боге. Бог насыщает душу человека, как влага насыщает дерево. Если дерево засыхает; оно умирает. Человек без Бога тоже умирает. Негодность для земной жизни ведет к негодности и для вечной Жизни Грешники просто сгорят , как горит солома, как горит мусор. "... не устоят нечестивые на суде , и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет."
То есть, грешники не просто потерпят поражение на Великом Божьем Суде, а вообще не воскреснут на Суд.
( Беседы проходят в субботу, в Воскресной школе,в 19.00.час Вход свободный. Справочно: тел. 8 921 146 48 12 - Социальное служение при храме прп.Сергия Радонежского.)