В рамках Социального служения при Храме прп.Сергия Радонежского прошла очередная встреча прихожан с Иереем Николаем (Подольским).
Тема беседы: Божественная Литургия. Объяснение смысла, значения, содержания.
"Литургия - это дивный подарок от Иисуса Христа.
Литургия - это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную." ( Святой Иоанн Кронштадский)
ЛИТУРГИЯ является главным богослужением Православной Церкви. Литургия служится утром, в день праздника: в воскресенье или в какой-нибудь другой праздник. Ей всегда предшествует служба вечерняя, которая называется Всенощной.
Содержание Литургии.
Литургия состоит из трех частей:
- Проскомидии
- Литургии оглашенных
- Литургии верных.
Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещеные христиане.
Проскомидия: это первая часть Литургии. Во время Проскомидии ,священник приготавливает хлеб и вино для Таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию (3-й час) и (6-й час). Они состоят главным образом из чтения Псалмов и молитв. Хора нет.
Начало с хором: "Литургия оглашенных" (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон стоя перед Царскими вратами восклицает: "Благослови, Владыко!".
Священник, в Алтаре, отвечает - "Благословено Царство Отца и Сына и Сятаго Духа, ныне и присно и во веки веков." На что хор отвечает: "Аминь."
Ектения.
Ектения это особенная часть пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова - "Господу, помолимся!" или " У Господа, просим!", а хор отвечает - "Господи, помилуй!" или "Подай ,Господи!" Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются - Ектении.
Ектении бывают: великая и малая, сугубая, просительная, ектения оглашенных ит.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений (202,204,207,217,219,220,221,), а в Литургии верных 4 (301,305,314,321).
Сразу после начальных возгласов следует, Великая (Мирная) Ектения которая начинается возгласом дьякона - "Миром, Господу, помолимся!", и ответом хора - "Господи ,помилуй!"
Псалмы 102 и 145:(2.3,5)
Псалмы 102 и 145 поются хором. Они называются "изобразительными" потому что они изображают и описывают Господа Бога. В 102 - ом псалме говорится, что Господь очищает наши грехи, исцеляет болезни, и что Он Щедрый, Милостивый и Терпеливый. В 145-ом псалме говорится ,что Господь создал небо,землю и, море и все ,что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет.
Малый вход: (208,209) Хор поет Заповеди блаженства ("блажени нищие духом,...").
Во времена пения "Заповедей блаженства", открываются Царские врата, священник берет с Престола СВ.Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из Алтаря через северные двери и становится перед Царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед "Св.Евангелием" означает, что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется "Малый выход" и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.
Чтение "Апостола" и Св.Евангелия:(214,215,216) До чтения "Апостола" и "Евангелия" дьякон говорит "Прокимен".
Прокимен - это стих который говорит дьякон или чтец, и который повторяется хором, перед чтением "Апостола" и "Евангелия".
После чтения "Апостола" читается "Евангелие", то есть отрывок из "Евангелия". Читает дьякон.
Молитва о спасении России:
(218) Во всех церквях Русской Православной Церкви, эта молитва читается священником в Алтаре.
"Иже Херувими" и великий вход: (302,303,304) Литургия оглашенных начинается ектенией (301).
Сразу после ектении, это в середине службы (в начале 3-й части) хор поет: "Иже херувими...", и совершается Великий вход.
После первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами их Алтаря через северные двери и становятся перед Царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают : Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан.
После этого священник с дьяконом возвращаются в Алтарь через Царские врата, а прислужники через южные двери. Хор поет вторую часть Херувимской песни.
Символ Веры.
Перед пением Символа веры, дьякон восклицает: "Двери,двери, премудростию вонмем!."
Символ веры исполняется хором и всеми молящимися в церкви.
Освящение Св.Даров:(309
,310)
Самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с евхаристической молитвы, когда хор поет - "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу , и Сыну, и Святому Духу...". В это время звонит колокол 12 раз ,чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Хор отвечает: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш!." В то же самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.
Молитва Отче наш.
Молитва Отче наш читается всеми молящимися хором.
Причащение:(317,318)
Когда хор поет - "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа." - священник в это время Причащается.
После Причащения священника, открываются Царские врата, для причащения мирян. Священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают Причастие. Хор поет: "Тело Христово примите...".
Заамвонная молитва:(322)
Священник выходит из Алтаря и ,сойдя с амвона туда,где стоят молящиеся читает "Заамвонную" молитву. В ней сокращение всех ектений, которые читались во время Божественной Литургии.
Молитва начинается со словами - "Благословляяй благословящия Тя, Господи..."
Завершение.
Перед самым концом Литургии священник произносит проповедь с амвона.
Потом следует последний возглас священника: "Воскресый из мертвых Христос Бог истинный Бог наш..." , и хор поет многолетие: "Преосвященное епископство.........Господи, сохрани на многая лета!"
Священник выходит с крестом в руках. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священника.
"Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую - Божественную Литургию, то чаша Божественной Литургии перевесит" . (Святитель Иоанн Златоуст)
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сын, поющия Ти: аллилуйа.
Берегите себя и своих близких!!! Храни вас всех Господь!!!
(Справочно: тел. 8 921 146 48 12 - Социальное служение при Храме прп. Сергия Радонежского.)