Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами Нагорную Проповедь Христа, которую еще называют Заповедями Блаженства. Проповедь эта была сказана Господом на берегу Галилейского озера на вершине холма, который и сейчас зовется «горой блаженств».
Толпы народа постоянно окружали Спасителя, каждый стремился услышать слово Его. Поэтому и взошел Он на высоту, чтобы все могли видеть и слышать. Была весна и склоны палестинского холма покрывала еще зеленая трава, цвели цветы и деревья. Рядом сидели Его ближайшие ученики, об избрании которых мы тоже слышали сегодня, а дальше сидел и стоял народ пришедший «из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана».
А еще чуть дальше стоим мы с вами, народ пришедший слушать Христа с севера. А рядом с нами стоят народы и племена всех континентов планеты Земля. И голос Господа через Святое Евангелие, минуя годы и тысячелетия, минуя горы и океаны, степи и леса, доносится до сердца каждого человека желающего Его услышать. Так Бог, для Которого время и пространство лишь рабочие инструменты, созидает новое Человечество, в котором: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас, –так писал всем нам апостол Павел (Еф.4: 5-6).
Девять новозаветных заповедей, носящих название Заповеди блаженства, представляют собой как бы все Святое Евангелие в сокращенном виде. Сразу заметно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете в основном рассматриваются внешние поступки человека, налагаются строгие запрещения в самой категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.
Но достигшие духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот мир, который «лежит во зле» (1Ин.5:19), возненавидит их за правду Божию, и начнет гнать, поносить, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его учению. Тех же, кто все претерпит здесь за Христа, ожидает великая награда на Небесах (Мф.5:12).
Человеку невозможно достичь этой награды, вечного блаженного состояния, без страданий «…многими скорбями надлежит… войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). И начальной ступенью Блаженства является познание себя самого.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что «зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен… уверовать в Евангелие живой верой. Такое состояние уже – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство».
Очень долго можно перечислять всех святых людей в земле Российской просиявших, разделяя, классифицируя их по тому или иному признаку. Но дело это сегодня, во второе воскресение по Пятидесятнице, нам не нужное, так как все они сейчас составляют, вместе со всеми святыми на небесах, абсолютно новый народ. Народ в котором, уже не имеют никого значения, столь важные для нас, земные различия: пол, возраст, рост, сила, ум, богатство, происхождение, национальность.
Уже здесь на земле, во вселенской апостольской Церкви Христовой, эти многочисленные различия во многом теряют свое значение, все они покрываются всего двумя словами – «православный христианин», что означает человека, любящего Господа и Бога нашего Иисуса Христа, старающегося жить по Его святым Заповедям, жить для того, чтобы стать частью нового человечества. Человечества, которое разделит с Богом Творцом Вселенной – Пресвятой Животворящей Троицей радость вечной блаженной жизни.
Аминь.